К списку публикаций

Кирпич не тонет

18 февраля 2019

Керамические стеновые материалы не уйдут из массового строительства

Российские производители кирпича переживают непростые времена. Об этом шла речь на состоявшемся недавно в Москве Национальном отраслевом форуме «Отечественные строительные материалы-2019: итоги, вызовы, перспективы». По словам директора Ассоциации производителей керамических стеновых материалов Владислава Геращенко, пять лет назад российские заводы, выпускающие керамический кирпич, практически не имели задолженности по налогам в бюджеты всех уровней и оплате энергоносителей, но затем задолженность начала расти, начались задержки зарплаты. По данным Index Box Russia, в относительно благополучном 2014 году потребление кирпича в стране составляло 12211 млн штук, но потом началось падение рынка. В 2015 году этот показатель составлял 10349 млн штук (-15,2%), в 2016 — до 8108 млн (-21,7%), в 2017 — до 8063 млн (-0,6%) и в 2018 году — 7886 млн штук (-2,2%). За это же время экспорт упал с 1061 до 679 млн штук. В 20162018 годах закрылись и находятся на разной стадии процедуры банкротства около 50 заводов, многие предприятия останавливаются или снижают выпуск продукции из-за затаривания складов. Главную причину такого положения дел производители видят в резком падении спроса на керамический кирпич, которое привело к снижению цены на 30-40%. Это подтверждают и сами строители. По словам директора департамента промышленности Концерна «КРОСТ» Андрея Сазонова, спрос на керамический кирпич начал падать еще несколько лет назад. «Застройщики перестали его использовать как несущий элемент ввиду незначительных показателей прочности и перестают использовать для строительства внешних стен, так как такой кирпич не эффективен по теплотехническим показателям», — заявил представитель компании.

Дорогой эксклюзив

Исполнительный директор Index Box Russia Екатерина Колина, представившая участникам форума результаты исследования «Рынок кирпича и перспективы развития кирпичного производства в России», рисует ситуацию в довольно мрачных тонах. По ее словам, сейчас на рынке кирпича сложилась ситуация, которую метеорологи называют «идеальным штормом». Одновременно сошлись несколько причин: сокращение объемов строительства, вытеснение кирпича газобетоном, появление новых стандартов по энергосбережению.

При этом докладчик обратила внимание участников форума на рост импорта кирпича из Европы, в 2014-2018 годах он удвоился: со 152 до 365 млн штук. «Речь идет в данном случае о высококачественной продукции, из которой строятся загородные коттеджи, — сообщила Колина. — Только в этом сегменте востребован красивый, интересный кирпич, который сейчас производят и поставляют на нашу территорию Германия, Дания, Бельгия и другие страны. Вот этот кирпич востребован и будет востребован. При взаимодействии с дизайнерами и продвижении своих совместных проектов эту историю можно поднять на уровне импортозамещения. Во всех остальных случаях мы, к большому сожалению, можем говорить о том, что доля кирпича будет постепенно сокращаться, и в какой-то момент он уйдет из массового строительства».

Даешь массовость!

С этой точкой зрения не согласился продукт-менеджер австрийской компании Wienerberger AG Сергей Смирнов. Поскольку доходы россиян в последнее время падают, сектор строительства коттеджей тоже сокращается, и помочь российским кирпичным заводам может только ориентация на строительство многоквартирных домов. По словам Смирнова, заводы компании в России загружены заказами для индустриального строительства. Но успеха на этом рынке российские компании смогут добиться, только если они будут внедрять новые технологии производства керамических блоков, которые позволяют сократить количество раствора в кладке и снизить ее теплопроводность.

Например, в России могут успешно применяться высокоэффективные блоки с внутренними стенками толщиной менее 4 мм, которые обладают низкой теплопроводностью за счет повышенной поризации керамического черепка и увеличения числа рядов пустот в блоке. Сделать стенки внутри блоков тоньше позволяет дополнительное измельчение глиняной массы. Применяя высокоэффективные блоки толщиной 380 мм вместо стандартных 510 мм, можно значительно снизить толщину стен домов в Москве и других российских городах. Правда, из-за тонких внутренних стенок прочность блоков снижается, но все равно их несущая способность позволяет строить здания до 5-7 этажей без армирующего пояса, то есть, опирать плиты перекрытия непосредственно на блоки.

Большой интерес представляет и технология производства шлифованных керамических блоков и стен из них. После обработки верхнего и нижнего торцов блока шлифовальной машиной высота всех блоков становится одинаковой, что позволяет сократить время их кладки и возведения стен. Уменьшается и количество раствора, а в некоторых случаях его вообще можно заменить полиуретановой пеной. При этом расход пены невелик — один баллон на целый поддон блоков. При этом очень важно, что внешне кладка из шлифованных блоков выглядит монолитной, потому что вертикальные и горизонтальные швы толщиной менее 1 мм становятся незаметными. По словам Сергея Смирнова, эта технология прошла множество тестов в Евросоюзе, сертифицирована там и может быть успешно перенесена на российский рынок.

Хорошим высокотехнологичным продуктом являются и шлифованные керамические блоки с заполнением из минеральной ваты или пенополистирола. Сейчас в европейских странах идет поиск более эффективного утеплителя, который позволит снизить теплопроводность блоков. Эта технология применяется пока только в странах Евросоюза, но может представлять большой интерес и для российских строителей. Основное ее преимущество для застройщика в том, что применение таких блоков позволяет отказаться от дополнительного слоя утеплителя.

Быть в тренде

Получается, что проблемы российских производителей кирпича во многом носят структурный характер. Выпускаемая ими продукция все меньше пользуется спросом, но, тем не менее, на рынке есть и эффективные ниши, и современные технологии. Готовы ли отечественные предприятия к инновациям? Ведь, по мнению Екатерины Колиной, главная проблема состоит именно в том, что российские производители кирпича не могут достаточно быстро модернизировать производство, чтобы предложить рынку более современный товар.

Однако примеры успешной модернизации на российском рынке есть. Так, например, на XX специализированной выставке «Отечественные строительные материалы», которая проходила одновременно с форумом, свою продукцию показал ОАО «Гжельский кирпичный завод». Предприятие было полностью перестроено в 2006 году. Сегодня завод, как и предприятия Wienerberger, выпускает керамические блоки. Менеджер по развитию этого предприятия Анна Карпичкова рассказала, что производятся блоки с пазо-гребневой системой. Но если появится спрос на блоки с шлифованными торцами, то их производство будет освоено. Неплохо идут дела и на ряде других кирпичных заводов, которые были представлены на выставке.

Сейчас, по мнению экспертов, на повестке дня стоит внедрение керамических блоков с утеплителем. Строители стремятся снижать затраты на отопление при эксплуатации зданий. «На смену (традиционному кирпичу) в строительстве пришли более теплоэффективные материалы: газоблоки и поризованная керамика, — рассказывает Андрей Сазонов. — «КРОСТ» при строительстве всех жилых комплексов использует поризованную керамику — закаленную глину с порами воздуха, которая гораздо лучше сохраняет тепло». К производству такой продукции могли бы обратиться отечественные предприятия.


36,6% жилых площадей в РФ по состоянию на 1 февраля 2019 года возводились с использованием технологии «монолит-кирпич» (текущее строительство), на «чистый» кирпич приходилось 18,6% (данные Института развития строительной отрасли)

8 (495) 795-0-888
Заказать звонок